Михаил Тараторин

"Йога" - отрывок из книги “Философия Индии” ч.2

Часть 2

Джива

Индивидуальный дух называется Джива (Jiva) на Санскрите, от корня jiv, “жить”. В данном случае он обозначает принцип жизни. Это – индивидуальная душа в отличии от Души Вселенской, которая называется Пуруша (Purusa) в системе Санкъя. Вселенский Дух постулируется в целях объяснения субъективного аспекта природы; индивидуальный дух (Jiva) постулируется в целях объяснения субъективного аспекта индивидуума в мире явлений. Это – искра жизни, оживляющий, вдохновляющий принцип, чувство постоянства, переживаемое всяким Существом. Он послулируется в целях объяснения некоего состояния; поэтому, его невозможно увидеть [глазом] так же, как и невозможно увидеть [глазом] центр тяжести.

Гуна

Во вселенском состоянии природы Космическая Субстанция (Prakrti) постулируется в целях объяснить объективную сторону существования. Это – потенциальная фаза природы, из которой появляется всё. Космическая Субстанция состоит из трёх составляющих, именуемых Гуна (Guna), а именно Саттва, Раджас и Тамас. Функция Гуна в универсальном состоянии природы состоит в том, чтобы обнаруживать, двигать и органичивать; они функционируют путём подавления, взаимодействия и трансформации в результате их теснейших взаимоотношений. В мире явлений они обозначают притяжение (сближение), сцепление (связь) и распад (разрушение, дисинтеграцию). Хотя режимы Гуна приходят и уходят непрерывно, собственно Гуна остаются неизменными. Поэтому, поскольку следствие есть продолжение субстанции, из которой оно состоит, индивидуум, будучи результатом, эффектом природы, обязательно состоит из указанных трёх аспектов природы. Во вселенском состоянии природы Гуны суть субстанция (сущность) всех вещей; в индивидуальной манифестации природы они суть психологическая основа всех вещей.

В мире психологическом три Гуна служат тому, чтобы освещать, активировать и скрывать. Они проявляются как природа удовольствия, боли и безразличия. Саттва Гуна ассоциируется с радостью, Раджас – с деянием, действием, а Тамас – с безрассудством. На уровне морали они представляют приязнь, любовь и ненависть; в сфере психо они представляют свободу, общность (близость, родство) и грех.

Саттва Гуна значит реальный и истинный. Это – абстрактный принцип сияния. В мире ментальном он используется в целях описания таких качеств как радость, удовольствие, просветление, вера, терпение, прощение, смелость, отвага, сосредоточенность, смиренность, скромность, равнодушие, беспристрастность (непривязанность), сострадание и чистое деяние.

Раджас Гуна – это энергия, абстрактный принцип деятельности, который движит Саттва Гуна с целью подавления Тамас Гуна, или же воздействует на Тамас Гуна с целью подавления Саттва Гуна. В мире ментальном он используется в целях описания таких качеств как аргументация, раскаяние, неистовство (буйство), гнев (ярость), привязанность, ревность, злословие, эгоизм, себялюбие, желание сокрушать и убивать, желание покупать и продавать, привычка предаваться злым мыслям, подозрительность, язвящая критика, жестокость, лживость, обман и жульничество, сомнение, скептицизм, враждебность, зависть, хвастовство, безрассудство, беспорядочное (непоследовательное) поведение, предательство, неуважение, воровство, показуха, бесстыдство, азартность, скандализм, склочность, нудность, а равно и все поползновения чувств. Из преобладания Раджас Гуны возникают все соблазны и [несбыточные] фантазии.

Тамас Гуна – это абстрактный принцип ограничения. Это то, что затмевает, замутняет сознание и препятствует действию. В ментальном мире он используется с целью описания таких качеств, как праздность, беззаботность, заблуждение, невежество, нерешительность, сонливость, лень, боязнь, алчность, горе, похоть (похотливость), поиски веры , гордыня, флегматичность, вялость (апатия), неверные убеждения. Это – причина желания различия, веры, знания, памяти и великодушия. Это – причина безнравственности. Это – сила, которая служит мерилом других вещей.

Отправным пунктом для индивидуума служит вселенское состояние Духа (Purusa) и Материи (Prakrti); он проявляется как индивидуальная душа или джива. Получается, что человек состоит из тонкого и грубого аспектов. Для проявления чего бы то ни было должно существовать некое средство; для духовных сил таким средством служит так называемое линга шарира (linga sarira). Линга значит “неизменный знак (отметина), который свидетельствует о существовании чего бы то ни было”; шарира значит “тело”. В данном случае комбинация обоих значит “тонкое тело, сопровождающее индивидуальный дух или душу (jiva) и выживающий в случает разрушения тела физического”. Тонкое тело (linga sarira) служит невидимым средством “передвижения” души (jiva); оно – константно и не изменяется в течение циклов рождений и смертей. Тем не менее, оно – не вечно и в конце концов ре-абсорбируется (вбирается) в стихии, из которых и состоит. Тонкое тело (linga sarira) состоит из восемнадцати составных частей, а именно: разум (buddhi), самость (ahamkara), рассудок (manas), пять сенсоров познания (jnanendriya), пять сенсоров работы, действия (karmendriya), и пять тонких стихий (tanmatra). Грубый аспект называется ст’ула шарира (sthula sarira) или “грубое тело”, то есть, материальное и тленное (бренное) тело.     Тленное тело, конечно же, разрушается после смерти, а другое формируется при [зачатии и] рождении. Оно состоит из пяти грубых аспектов пяти тонких стихий (tanmatra), которые технически именуются “б’ута” (bhuta) или пять грубых стихий. В этом и состоит сущность человека. Отправным пунктом всего служит Космическая Субстанция (Prakrti), и представляет собой истинную сущность каждого индивидуума проявленного мира. Философия Йоги интерпретирует указанные принципы в отношении индивидуума, а искусство Йоги обучает тому, как контролировать данные силы.

Читта

Патанджали говорит, что “Йога есть обуздание ментальных модификаций”. В данном контексте термин читта (citta) используется в значении Сознание. Он происходит от корня чит (cit), что значит “воспринимать, постигать, осмыслять, знать”, и применяется здесь в целях обозначения познающей способности, т.е., Сознания в широком смысле. Для обозначения Сознания как единого целого также часто используется термин “анта’-карана” (antahkarana), производный от префикса “антар” (antar), который значит “внутренний”, и корня “кри” (kri), “делать”. Следовательно, получается “внутри-деятель” или “Сознание” в целом, внутренний орган, место нахождения мысли и чувства, способность мыслить. Об обуздании именно этой функции говорит Патанджали в цитируемом стихе.

Сознание (Citta), в данном случает, выступает как первое проявление в мире названий и форм. Оно определяется как организованная совокупность сознательного опыта. Оно состоит из всех действий организма, посредством которых он откликается как целостная, динамическая система на [воздействия] внешних сил, как правило, в некотором отношении к своему собственному прошлому и будущему. Оно порождает осознание и проявляет себя с первым дыханием жизни. Его отличительная черта – это осознанность (то есть, способность “отдавать себе отчёт в чём бы то ни было”). Оно способно познавать окружающую среду и оказывать на неё влияние. Его процессы делятся на две общие категории, а именно, сознательное и бессознательное (осознанное и неосознанное). Сознательное “поведение” состоит из процессов восприятия и чувствования, в которых индивидуум отдаёт себе отчёт. Сознание – это характеристика органического существа, которое получает впечатления и опыт.

Бессознательное “поведение” (деятельность) состоит из процессов, которые имеют место (то есть, случаются, происходят), но не осознаются индивидуумом. Как первое, так и второе – динамичные процессы, которые не достигают порога сознания, несмотря на их эффективную интесивность, силу и напряжённость; их не всегда возможно “внести” в осознанный опыт усилием воли или актом вспоминания. Их часто называют сублиминальным или подсознательным опытом индивидуума.

В целях понимания мы разделим Сознание (Citta) на три категории в соответствии выполняемыми ими функциями. Категории эти таковы: разум (buddhi), эго (ahamkara) и рассудочный ум (manas). Каждой из них присущи характерные признаки и специальная функция. Тем не менее, они представляют собой единую функциональную единицу и не формируют отдельных частей.