Михаил Тараторин

"Йога" - отрывок из книги “Философия Индии” ч.1

Часть 1.

В этой статье публикую отрывок из книги "Философия Индии" известного западного автора Теоса Бернарда, изложившего философию йоги в доступном для западного менталитета формате.  

Слово Йога (Yoga) происходит от корня “yuj-”, “соединять, обуздывать”.  В данном контексте термин используется в значении единения индивидуального духа (jivātman) со Вселенским Духом (Paramātman). Искусство Йоги определяется как система обучения, используемая в целях совершенствования эффективности, КПД человеческого существа. Утверждается, что Йога уничтожает дефекты и недуги тела и рассудочного ума, обеспечивает здоровье и дарует счастье, развивает разум и раскрывает истинное понимания Себя, и извлекает нектар всего сущего.

Перевод Андрея Рожнова

 

Философской основой Йоги служит Самкъя (Sāṁkhya).  В древности, провидцы (rsi) изложили законы, которые управляют эволюцией вселенной, таким образом, чтобы пояснить, кроме всего прочего, эволюцию индивидуума, показав, что индивидуум есть всего лишь микрокосмос в макрокосмосе.  По отношению к индивидууму, система называется Философией Йоги.  Говорят, что нет знания, равного Самкъе, и нет силы, равной Йоге.

Считается, что основоположником Йоги был Патанджали (Patanjali).  Однако, не он был первооткрывателем науки Йоги, поскольку это искусство использовалась с незапамятных времён.  Приёмы и учение Йоги аккумулировались непрерывающимся потоком адептов, самореализовавшихся личностей, которые передавали всё это из поколения в поколение через немногочисленных, но вернных последователей.  Патанджали приписывают изложение существующей литературной формы доктрины Йоги в знаменитом трактате, именуемом Йога-сутра (Yogasutra).  Однако, он сам указывает на то, что – скорее всего – имело место и более раннее текстуальное изложение предмета; в первой сутре автор говорит: “А теперь – новое изложение Йоги”.  В соостветствии с Ягнявалкъя Смрти (Yajnavalkya Smrti), первым учителем Йоги был Хираньягарба (Hiranyagarbha). Тем не менее, Патанджали традиционно принято считать основоположником Йоги.  О жизни самого Патанджали известно очень мало, а то, что известно, настолько фрагментарно и переплетено с легендой, что полагаться на известные сведения как на “научно подтверждённую информацию”сложно.  Информация в отношении подлинности существования самого Патанджали достаточно неоднозначна.  Некоторые авторитетные источники полагают, что он – это тот же Патанджали, перу которого принадлежит знаменитый комментарий к грамматике Панини (Panini), Маха-Башья (Mahabhasya), однако имеющиеся тому свидетельства слишком противоречивы, чтобы гарантировать некое однозначное мнение.  Не существует и доступного письменного источника, который позволил бы точно определить время, на которое приходился расцвет творчества Патанджали.  По этой причине ему приписываются разнообразные периоды жизни и творчества, от 3 века до РХ до 4 века после РХ.

Цели и задачи

Наиважнейшая цель Йоги – освободить человека раз и навсегда от трёх видов боли, а именно:

  • От боли, возникающей из его собственных слабостей и неправомерного поведения, как, например, недуг.
  • От боли, возникающей из его отношений с другими живыми предметами (существами), как, например, тигр, вор и тому подобное.
  • От боли, возникающей из его отношений со внешней природой, например, стихия и иные абстрактные и тонкие силы.

Вышеуказанное достигается, во-первых, путём достижения непривязанности к миру, что не требует обязательной изоляции от него; во-вторых, путём обретения умения обуздывать рассудочный ум и его творения и, таким образом, очищать проявленное сознание; и в-последних, путём достижения позитивного и абсолютного единения индивидуальной души и души вселенской.  Последнее состояние известно как самад’и (samadhi), которое и является целью Йоги.

Йогин прилагает все усилия, чтобы окончательно и бесповоротно освободиться от вечного цикла рождений и смертей.  Он видит природу как единую силу, трудящуюся в двух направлениях.  Снаружи она борется за разделение, внутри она борется за воссоединение.  Внутренняя сила называется “Жизнь”; внешняя сила называется “Смерть”.  Цель Йоги в том, чтобы их объединить. Учение Йоги описывает законы, в соответствии с которыми эти силы действуют, и средства, при помощи которых индивидуальное сознание приобретает контроль, и в конце концов “восстанавливает” единство со Вселенским Духом.  Когда индивидуализированная душа достигает источника своей собственной   сущности, говорят, что она становится свободной от всех условностей волнения и покоя, радости и боли, и таким образом освобождается от каких бы то ни было страданий.

Йога полагает, что индивидуум – это неотъемлемая часть сущности вселенной. Однако он настолько вовлечён в материю Времени и Пространства, что утратил способность признавать свою истинную реальность; поэтому данная школа предлагает определённые средства и образ жизни, используя которые можно возвратить индивидуума к его истинному и исходному состоянию, освободить его от пут материи, возвратить его к той сущности, из которой он пришёл, извлечь его, абстрагировать от всех аспектов Времени и Пространства.

Йоги утверждают, что всё в проявленном и непроявленном мирах происходит из единого источника, из божественного и исконного сознания; что человек есть всего лишь искра этого сознания и что путём процесса Йоги он – человек – может взглянуть на это великое сознание, дарующее всякое знание, всякую мудрость, всякую силу, а равно и всё сущее в видимой и невидимой вселенной.

Диапазон

Лучшее подтверждение практической природы Йоги и распространённости её влияния – это тот факт, что все – без исключения – религиозные системы в Индии, а равно и все философские школы, признавали и признают Йогу как наиболее научное средство реализации философских истин.  Результатом изучения и практического применения Йоги в Древней Индии, Тибете, Китае были люди удивительной силы мысли и потрясающего героизма.  Говорят, что любые другие методы обучения человека, по сравнению с Йогой выглядят как “кружения вокруг норы с целью убить змею”. То, на что требуются многие жизни при помощи широко известных методов, достигается значительно быстрее при использовании искусства Йоги.

Своим приверженцам Йога даёт осязаемое знание будущего и невидимого мира; она позволяет человеку оценить по достоинству окружающую его жизнь и предоставляет ему силы превратить эту жизнь в такую, которая действительна достойна проживания.  То, к чему стремится разумный, нравственный и духовный человек, всё, что он любит, чего желает или соизволяет, всё это можно найти в учении Йоги.  Практическое применение Йоги повышает чувствительность человека и его способности; поэтому Йоги и утверджают, что владеют далеко идущим знанием тайн природы и значительным контролем над природными явлениями.

Изучение Йоги как системы топчется на месте уже не первую сотню лет, перейдя в стадию разложения по причине безделия, невежества и нетщательности большинства “последователей” последнего времени.  Рак лени, себялюбия, тщеславия и неверных представлений распространяется с самого начала настоящей эпохи (Kali Yuga).  Искаженные ритуалы, фальшивые идеалы, догматизм, к которым привело человеческое самолюбование, доводит человека до ничем не обоснованного и бесстыдного применения социальной несправедливости, преступлений и прочего зла в такой степени, что Йога предпочла удалиться в тайные чертоги, и на сегодняшний день лишь жалкие остатки её доступны среднему искателю.  Даже в Индии, на родине Йоги, превалирует невежество в отношении Йоги в общем, а в особенности невежество в её отношении  поселилось в образованных кругах.  Однако, она не считается утраченной для того, кто имеет опыт практического использования некотороых её аспектов, и кто действительно владеет знанием.  Тем не менее, очень немногие действительно способны изучать Йогу в её высших формах, поскольку немногие действительно нацелены на то, чтобы посвятить время, необходимое для подобных достижений; однако, для того, кто способен, Йога доступна.

Философия

Система Йоги исходит из той же космологической доктрины, что изложена в системе Самкъя.  Единственное различие между этими системами в том, что Самкъя относится ко вселенскому состоянию природы, а Йога относится к индивидуальному состоянию природы.  Процессы эволюции и инволюции обеих – одинаковы.  Обе системы основываются на фундаментальном логическом посыле о том, что нечто не может появиться из ничего и что всякая тень обладает субстанцией, сущностью.  Таким образом, Йога утверждает, что грубому индивидууму присущ тонкий аспект, из которого он проявляется и в который возвращается.  Этот тонкий аспект представляет собой всего лишь божью искру, и лишь этой божьей искрой Йога и интересуется.

Прежде чем появится возможность понять человека полностью, необходимо исследовать те силы, которые его поддерживают и позволяют ему быть тем, что он есть.  Энергии природы действуют в нём в соответствии с требованиями выживания.  Тем не менее, человеку присуще качество расстворения, поскольу он – существо комплексное.  Он состоит как из грубого, так и из тонкого.  Познать грубое можно путём восприятия, однако, тонкое можно познать лишь используя силу духовного восприятия.  Тонкий аспект представляет собой абстрактные энергии природы; они всегда невидимы, поскольку они за пределами рассудочного ума, за пределами чувств, их невозможно увидеть глазами, но можно познать посредством практики Йоги.

Йога исходит из того принципа, что имеет место лишь один закон, который управляет  единственной силой, которая действует во всех состояниях природы, будь они проявленные или непроявленные.  Эта сила именуется жизнь. Она есть невидимая сила, которая объединяет дух и материю, а равно и ведёт всё и вся к бытию.  Она не есть результат химической стимуляции протоплазмы, хотя протоплазма и выступает носителем жизни.  Смерть, конечно же, держит проявленного индивидуума за горло, тем не менее, непрерывность жизни от этого не страдает.  Жизнь – это фактичеки чувствительность, которая предшествует чувствам.

Жизнь не есть сотворение чего-то нового, это всего лишь расширение того, что есть; поэтому, она соединена с теми невидимыми реальностями, которые составляют сущность человека до того, как он становится проявленным в грубой форме.  Мы видим лишь среднее звено в цепи существования и называем это звено жизнь; мы буквально не замечаем предшествующую и последующую невидимые стадии.  Поскольку ничто не может существовать без привязки к противоположности, материальная манифестация под названием жизнь неразрывно связана с более тонкой и нематериальной формой; таким образом, говорится, что человек есть отпрыск, побег невидимого аспекта природы, появляющийся лишь тогда, когда созданы условия для его манифестации.  А поскольку следствие всегда соответствует причине, жизнь исходит из жизни так же, как и свет исходти из света, но не из тьмы.

Каждое зачатие есть вливание новой самости, поскольку безжизненные составляющие человеческого тела не могут создать человека, независимо от количества постулируемых химических или физиологических деяний.  Манифестация в видимом мире не есть сотворение чего-то принципиально нового.  Феномен рождения есть всего лишь манифестацией индивидуального аспекта вселенского сознания.  Поэтому, душа может действовать как в видимом, так и в невидимом мире.

Индивидуумы, которые наблюдают (видят) лишь поверхностные проявления природы, “подрывают” основы порядка вещей и буквально не воспринимают истинную природу человека.  Человек есть комбинация само-осознающей самости и пяти видов материи, состояний вещества, которые сформированы в органическое тело.  Он обладает бесконечным сознанием и подвержен процессу вовлечённости в конечного органического индивидуума посредством динамики скомбинированных спермы и яйцеклетки.  Душа не присутстувует телесно, ей не присущ определённый размер; она присутствует духовно, подобно тому, как голос присутствует во всём помещении.  У неё нет ни внуреннего, ни внешнего, у неё “есть” некая масса разумности; подобным образом масса сладости не имеет ни веншенего, ни внутреннего, это просто некая масса вкуса.

Манифестация индивидуума есть сокращение, сжатие вселенской силы до “размеров” индивидуального принципа, которое вызвано давлением, возникающем во вселенском сознании. Человек как вид есть результат дифференциации целого в бесконечное множество взаимосвязанных центров, называемых индивидуумы, “эффекты” природы.  С тем, чтобы произвести дифференциацию, энергия должна сосредоточиться таким образом, чтобы создать поле, в котором может возникнуть стресс, давление.  Это вызывается динамической энергией прошлых деяний (karma) индивидуума.  Как только некая часть становится вовлечённой, она действует как ограниченный и определяющий принцип, который называется “человек”.  Такой центр индивидуального сознания отливается в матрицу и уподобляется плотно свёрнутой спирали, пружине.  Как только индивидуальное сознание начинает проявляться, оно принимает некие формы и становится мыслящим, говорящим и переживающим единством.  Его переживания и опыт становятся логичными лишь тогда, когда они ограничены, очерчены в описании.  Чем более компактной и сосредоточенной становится эта энергия сознания, тем больше силы она проявляет.

 

Перевод Андрея Рожнова